Home » Статьи » Шарж на архитектора

Шарж на архитектора

Штрихом по форме: рисунки, шаржи и карикатуры на архитекторов

Выставку архитектурных шаржей придумали молодые сотрудницы Музея архитектуры Ирина Финская и Екатерина Тараканова. Здесь собраны не только рисунки «для внутреннего пользования» в кругу друзей — есть и целый разворот для журнала «Крокодил». В 1937-м график Константин Ротов сочинил карикатурное посвящение I Всесоюзному съезду архитекторов — мэтры там, как циркачи-эквилибристы, парят по целому журнальному развороту.

С одной стороны, шарж на архитектурного «тяжелоатлета» Бориса Иофана: 1936-й, жаль, автора время не запомнило — в следующем году грядет Международная выставка в Париже, советский павильон которой строил Иофан, и увенчали сооружение «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Так вот Иофан сам тут оказался в позе устремившегося в светлое будущее монумента Мухиной, держа здоровенный молот и напоминая гальюнную фигуру, какие украшали носы кораблей.

С другой стороны, тут не только архитектура в жизни.

Ко всем изображенным персонажам прилагается справка — кто, где, когда и что строил: любитель классических форм Иван Жолтовский или конструктивист Иван Леонидов, который на шарже Владимира Калинина «Пройденный путь» скачет в образе восточного визиря на коне средь своих задумок фантастических форм (и даже хвост зверя напоминает антенну). Но есть здесь и реакция архитекторов на жизнь. Вот Георгий Гольц рисует «Кухонное рабство» с пригвожденной цепями к заставленной кастрюльками кухне дамочкой.

Дамочка эта вида весьма эмансипированного — сквозь витиеватый наряд просвечивает нагая грудь, а ее головка с каре склонилась на бок одновременно и томно, и со страданием на лице неимоверным, достоверным, почти как у античных героев.

Истории людей, да и отчасти историю вообще (выставка несколько раз меняет фокусировку) можно посмотреть, так сказать, с черного хода, через смешное. Само- и просто ирония помогает в трудные времена. Только вот с сегодняшней историей это получается не всегда.

Архитектурный юмор советского периода

Выставка содержит также снабженные комментариями фотографии архитекторов и их наиболее известных построек.

Это формирует целостное представление о выдающихся зодчих и особенностях советской архитектуры 1920-1950 гг.

Вот коллега по цеху запечатлел знаменитого А.В. Щусева в молдавском национальном костюме и в шляпе, похожей на ту, которую академик носил в реальности.

Шарж, с одной стороны, намекает, что архитектор родился и вырос в Молдавии, а с другой – указывает на национальную тему, которую он мастерски интерпретировал в своих работах. «Молодым зодчим следует заимствовать от славных народных мастеров их вдохновение и мастерство, – говорил архитектор, – но при этом.

воздерживаться от слепого копирования, неспособного выделить из прошлого его прогрессивные, живые черты».

Орловский это

батальные и жанровые сцены, изображения всадников и воинов в латах, пейзажи с ночным освещением и картинами кораблекрушений. Все они отмечены патетикой и динамичностью исполнения («Польский всадник», 1809; «Четыре воина, сидящие под утёсом», 1829).

А. С. Пушкин посвятил художнику строки известного стихотворения:

«Бери свой быстрый карандаш, рисуй, Орловский, ночь и сечу!»

.

За картину «Бивуак казаков» (1809) Орловский был удостоен звания академика Петербургской академии художеств . Большое место в творчестве художника занимал портрет.

Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением чёрного итальянского карандаша с красновато-коричневой сангиной .

отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816).

Шарж на архитектора

Отдельная тема — студенческий юмор, который раскрывается, в основном, на материалах фондов Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ: стенгазетах и искрометных шаржах на известных архитекторов-преподавателей.

Наиболее яркими и интересными представляются карикатуры на мэтров авангарда и классиков советской архитектурной школы — А.А. Веснина, И.И. Леонидова, А.В.

Щусева, И.В. Жолтовского, И.А.

Фомина, Б.М. Иофана, Л.В. Руднева, М.А. Минкуса и других. Вместе с парадными портретами архитекторов, фотографиями, сделанными в неофициальной обстановке, и снимками знаковых построек в экспозиции раскрывается личность и деятельность каждого из них.

Check Also

Как узнать готовность загранпаспорта в новосибирске